Жен менять надо, батенька. Чтобы быть писателем, надо три раза жениться
Алексей Толстой юному коллеге Михаилу Булгакову
Мастер и его Маргариты… Похоже, что Михаил Афанасьевич прислушался к словам А.Толстого, вынесенных в эпиграф.
«Все три жены Булгакова являются как бы вехами трех периодов его жизни и вполне им соответствуют, — писал в своем дневнике его коллега Юрий Слезкин. И далее: «Многие даровитые люди гибли, у них не было этого седьмого чувства — их любовь не подчинялась требованиям закона развития таланта и его утверждения в жизни”.
Первая любовь Михаила Булгакова — Татьяна Лаппа, скромная и печальная, самоотверженная и преданная подруга в нелегких скитаниях молодости. Вторая жена — Любовь Белозерская, яркая, умная и изворотливая в самом лучшем смысле этого слова, светская львица, прошедшая сквозь огонь, воду и медные трубы. Она стала Мастеру прекрасной советчицей и бесценной помощницей в выстраивании карьеры. И, наконец, в хронологическом порядке третья Муза — Елена Нюренберг, та, которую Мастер называл «колдуньей». Рафинированная и избалованная она бросила номенклатурного красавца-супруга и «презрев условности», пленилась гениальностью опального писателя. Впоследствии Елена стала официальной наследницей его рукописей.
Первую жену, гимназистку Татьяну Лаппа, 17-летний Булгаков встречает, когда ей было 15. Роман был бурным, через 5 лет они венчались, преодолев родительское сопротивление с обеих сторон. Спустя 11 лет, в 1924 году, Булгаков знакомится с Любовью Белозерской, только что вернувшейся из Парижа, и буквально через пару месяцев расстается с Татьяной.
А еще через несколько лет он без оглядки влюбляется в Елену Нюренберг. По ее воспоминаниям на масленицу они оказались за одним столом: “Сидели мы рядом, у меня развязались какие-то завязочки на рукаве. Он завязал и потом уверял всегда, что тут было и колдовство, тут-то я его и привязала на всю жизнь”. Поженились они в 1932-м. Только последней жене Мастер нашептывал: «… моя царица, звезда моя, сиявшая мне всегда в моей земной жизни…»
Несмотря на трепетное отношение к гению Булгакова, я не ставила себе целью детальное описание периодов жизни Мастера, связанных с его музами. Этот очерк — всего лишь попытка на примере отношений известных людей, имена которых у всех на слуху, вкратце представить авторскую методику А. Хшановской расчета композитов пары с помощью Таро .
По этой методике можно рассчитать и психологический портрет личности. Речь идет об определенном коде, который, считается, может рассказать о наклонностях, способностях и событиях в жизни человека. Анализируя дату рождения через призму архетипов Арканов Таро, можно пытаться объяснить мотивы поведения, определить врожденные способности, а так же подсознательные страхи и комплексы индивида. Определить те направления, которым следует уделить внимание для гармонизации личности в целом.
Для построения такого портрета достаточно даты рождения (день, месяц, год) и ключей к пониманию Старших Арканов Таро. Я сознательно упускаю здесь подробности расчета и составления индивидуального портрета, об этом много написано в книгах автора методики.
Композит составляется на основе индивидуальных портретов интересующих нас людей, которых связывают какие-либо отношения. В упрощенном виде схема выглядит так:
Карты на 1, 2 и 3-й позициях описывают совместный жизненный путь людей. Люди встречаются и состоят в отношениях чаще всего определенный период времени, а не всю жизнь, поэтому карта:
• в 1-й позиции говорит о начале знакомства и отношений,
• в 2-й позиции — о развитии знакомства и отношений,
• в 3-й позиции — о периоде упадка или завершения отношений.
Карта в 4-й позиции укажет на возможные причины сложностей, дисгармонии в отношениях, в 5-й позиции расскажет о том, какие общие сознательные цели, планы и намерения есть у людей, а 6-й позиция расскажет как будут развиваться отношения и каким образом можно преодолеть проблемы, о которых говорит карта в 4-й позиции.
Боковые карты соответственно:
• 7-я позиция описывает общую задачу пары, то есть цель их встречи.
• 8-я позиция информирует, каким образом эту задачу можно выполнить.
Кстати, такой композит позволяет проанализировать и усовершенствовать отношения:
— влюбленных и супругов;
— деловых партнеров или конкурентов;
— родственников, друзей и соседей;
— учителя и ученика;
— начальства и подчиненных;
— людей и животных и т.д.
Композит может предупредить о потенциальных проблемах, рассказать о вероятной перспективе отношений. Но, безусловно, это только предварительный анализ на базе принципов Таро и нумерологии, исходя из индивидуальных врожденных характеристик.
Если в композите вы увидели какие-то потенциальные проблемы, не торопитесь с мрачными выводами — это лишь то, на что стоит обратить внимание. Просто будьте внимательны друг к другу, поступайте разумно и наслаждайтесь сегодняшним днем.
Итак, «за мной, читатель!..»
(1913- 1924)
Михаил Афанасьевич в свои молодые годы безупречным супругом не был. В его индивидуальном психологическом портрете прослеживается влияние Аркана Дьявол во всех его проявлениях: магнетизм, высокий сексуальный потенциал, исключительно развитая интуиция и даже предположительно магические способности. Разумеется, всевозможные искушения не обошли Мастера стороной. Но Булгаков ведь сам навсегда избавился от морфинизма — это было чудом, не иначе. «Ты пил вино, ты как никто шутил…», — писала о нем Ахматова и, кстати, надо сказать, его нетривиальное яркое чувство юмора — одно из проявлений Аркана Дьявол. Аркан Суд в «теневой» позиции 4 в индивидуальном психологическом портрете (его мы тут не рассматриваем) также может говорить о проблемах в семейных отношения, сложностях, сопутствующих созданию и сохранению семьи. Часто Суд символизирует в этой позиции отрицательную родовую карму. Но мне хочется думать, что именно благодаря неповторимому сочетанию Арканов в портрете Мастера, нам посчастливилось стать поклонниками его «главного романа». Есть еще одна интересная деталь. Кармические Арканы Суд и Дьявол в индивидуальном портрете писателя и в парном портрете Булгаков-Лаппа как бы попеременно меняются местами, они взаимодействуют, попадая из поз.1 в поз.4 и наоборот. Их энергии переплетаются между собой, что приводит к мысли о том, что разрушение союза по вине Михаила Афанасьевича было при таком взаимодействии энергий предопределено.
(1924 — 1932)
Михаил Булгаков и Елена Нюренберг
(1932 – 1940)
«Да, любовь поразила нас мгновенно… Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет… И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой».
«Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».
Она была очарована литературным даром возлюбленного: «Я почувствовала, что это особый писатель, хотя литература 20-х годов у нас была очень талантлива…» Тайный роман между ними вспыхнул внезапно. Ее супруг, видный советский военачальник Шиловский запретил жене встречаться с писателем. Те не виделись больше года. А когда встретились, уже больше не расставались. В 1929 году над Булгаковым сгустились тучи: театры перестали ставить его пьесы, его произведения больше не печатали советские издательства, его не принимали на работу даже типографским рабочим. Когда Булгаков соединился с Еленой Сергеевной, он сказал ей: «Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». В год женитьбы он, здоровый 40-летний мужчина, просит Елену позволить ему умереть у нее на руках… Дар предвидения Булгакова был исключительным.
10 марта 1940 года Мастер скончался. Елена пережила его на 30 лет. Она сдержала обещание издать произведения Булгакова. Первый сборник из двух пьес — «Дни Турбиных» и «Александр Пушкин» — увидел свет только в 1955 году, а «Театральный роман», «Мастера и Маргариту», «Собачье сердце» и другие произведения напечатали лишь в 1960-х годах. Две женщины, Елена Нюренберг и Любовь Белозерская считали себя вдовами Михаила Афанасьевича, и еще, наверное, с десяток их соперниц — музами и прототипами Маргариты. Любовь Белозерская помогала Булгакову в работе над пьесами. Она же советовала писателю ввести в будущий роман «Мастер и Маргарита» образ главной героини, чтобы сократить преобладание мужских персонажей.
Белозерская совершенно не сомневалась в том, что за женщина на самом деле описана в романе: зеленые глаза с легкой «косинкой», черные брови дугами, кожа, будто светящаяся изнутри, и буйный нрав, и хохот — это же портрет самой Любови Евгеньевны в молодости.
Елена Нюренберг прожила с Михаилом Булгаковым восемь лет. Она любила писателя, умела сопереживать, была верна и предана, жила его творчеством и считала, что всем этим заслужила право называться его единственной Музой. А что касается той отверженной, униженной и, конечно, давно забытой женщины, которую Булгаков звал в последние часы своей жизни: «Тася, где она? Если Тася не приедет, я не стану жить!» — так ведь мало ли что привидится умирающему человеку в бреду, так считала Елена Сергеевна…
Татьяна Лаппа, первая жена писателя, долго оставалась в тени, находясь в южном Туапсе вдалеке от центра булгакомании. Но и она в одном из поздних своих интервью, рассказала о своем необычном сне. Якобы, покойный Булгаков пришел к ней и сказал: «Моя Маргарита — это ты. Ей передалась твоя способность к жертвенной любви. Видишь, я исправил свою ошибку и посвятил тебе роман. — Но ведь в «Мастере и Маргарите» нет никакого посвящения? — Не мог же я обидеть еще одну женщину, которая была рядом со мной. Но ты прочитай внимательно — книга написана о тебе».
Кстати, после смерти Елены Нюренберг эстафету памяти писателя приняла Любовь Белозерская, она собирала все издания, выходившие за рубежом, способствовала их появлению — с риском нажить большие неприятности посылала материалы в американские издательства. Такие были времена…
Кто на самом деле послужил прототипом Маргариты — сегодня для нас вопрос риторический. Образ героини романа, безусловно, не портрет конкретной женщины. Скорее Маргарита — это символ Вечной Женственности, воспетой Мистическим хором в финале «Фауста»: Здесь – заповеданность истины всей. Вечная женственность манит нас к ней…
В качестве иллюстраций к расчетам использованы Старшие Арканы Тарокки Висконти-Сфорца.
Настроение: The «Roaring» 1920s
Надежный энергетический щит - Пентакль Выразить благодарность Таро и поддержать сайт можно здесь |