Illustration by J.C. LeyendeckerБольшая часть Старших Арканов Романтического Таро (Romantic Tarot) «прикреплена» с помощью аллегорических символов к одному из четырех «городов любви» времен Прекрасной эпохи. Многие архитектурные объекты, достопримечательности и места узнаваемы, и этим отдельные Арканы бесспорно особенно интересны. Первая семерка Старших Арканов и Шут описаны здесь

 

Вторая семерка Старших Арканов включает: Сила (8), Отшельник (9), Колесо Фортуны (10), Справедливость (11), Повешенный (12), Смерть (13) и Умеренность (14).

rom_08_viii_strenght

Аркан Сила авторы колоды Романтическое Таро (Romantic Tarot) комментируют как Тщетные усилия.

Сюжет Аркана многослойный. В противоположность многочисленным мифологическим героям, в том числе Самсону и Гераклу, а также мужчине, пытающемуся вытащить скульптуру из ниши с помощью грубой силы, каменная Дева на карте подходит ко Льву ласково, осторожно и сзади, то есть с неосознаваемой стороны. Буквально по Булгакову: «Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом». Рядом на стене — обрамленный Восьмой Аркан Марсельского Таро: образ женщины, укрощающей льва, открывающей его пасть без видимых усилий.

Лев обычно ассоциируется со страстностью и с животным началом в человеке. В символической иконографии он всегда представлял материю или силу, а Дама олицетворяла душу — как одного человека, так и anima mundi, то есть мировую душу. МБК: «Насилие проигрывает кротости. Душа, исполненная романтических чувств, крепка».
Усердие.

 

rom_09_viiii_hermit

Отшельник вовсе не тяготится своим положением Одиночки, но и не производит впечатления человека, сбежавшего в одиночество. Лицо его озарено мягкой улыбкой, он пытается что-то отыскать в ящике стола… Светильник, который он высоко держит над столом, означает, что мудрый человек внимательно присматривается ко всему в своем окружении.

Основной месседж классического Отшельника: верность себе в любой ситуации. В этой колоде молодой человек не похож на сурового аскета, а сюжет скорее наводит на мысль о временной разлуке и сознательной верности возлюбленной, портрет которой находится на столе. МБК: «Одиночество воспитывает волю. Накапливание и систематизация идей. Прежде чем отправиться в путь за своей любовью следует собраться с мыслями».
Концентрация.

 

rom_10_x_fortune

Колесо. Отправление. В конце позапрошлого века в парке Пратер была обустроена развлекательная площадка под названием «Венеция в Вене». В центре ее появился аттракцион Колесо обозрения, ставший одним из символов города.

Старовенский Пратер стал популярнейшим местом развлечений: «сливки общества» съезжались сюда на фиакрах, кадеты и служанки назначали свидания, аттракционы и павильоны конкурировали между собой, завоевывая благосклонность публики. Шарманщики, музыканты и хоровые капеллы стремились привлечь внимание посетителей своими мелодиями не менее усердно, чем венские сочинители оперетт и даже сам король вальса Йоханн Штраус. Австрийцы очень бережно хранят свои традиции, поэтому многие из аттракционов и сегодня выполнены в стиле Венской сецессии. А в музее Пратера можно увидеть ностальгические свидетельства той эпохи …

Колесо обозрения – аллегория непрерывного движения. Одни кабинки опускаются вниз, другие поднимаются наверх, и так без конца по кругу. Ничто не постоянно, в том числе и сроки любви. Таким образом, здесь имеет место лишь ожидание счастья, а не само счастье.

МБК: «Благосклонность судьбы. Подарки ее случайны и неожиданны: с кого-то она ничего не спросит, а кому-то выставит счет».
Перемены.

123_02

Пратер, Вена

 

rom_11_xi_justice

Дама в эффектном красном одеянии олицетворяет Равновесие, баланс. Белая повязка на глазах, символ полной концентрации на своем деле. Все остальное утрачивает смысл и значение, не мешает ее уверенной поступи нам навстречу.

МБК: «Эгоисты — бедны и обделены. Тот, кто щедр — богат и достоин любви». На чашах весов Справедливости рациональный разум и романтические чувства, представленные соответственно головным убором и букетом цветов. Возможно, мне кажется, что чаша с цветами чуть тяжелее? Рассудок или сердце… что перевесит?

Выбор цвета платья, как и все в сюжетах Таро, не случаен. У многих народов красный цвет связан с угрозой, опасностью, страстью и вожделением. Он же сообщает об уверенности в себе, готовности к действию, способствует заявлению о силе и возможностях. Мраморная скульптура победной Нике Самофракийской, жемчужины Лувра, говорит о том, что итогом любой ситуации рано или поздно станет торжество вселенской Справедливости.

В конечном счете, образ отсылает к череде богинь Справедливости, в том числе Маат, призывая к Ответственности за свои поступки.

123_03

Нике Самофракийская

 

rom_12_xii_hanged

Повешенный олицетворяет Муки любви. МБК: «Жертва не бессмысленна лишь в том случае, если повод ее достоин. Мечтателю следует знать, что он витает в облаках».

Задолго до появления храмов у многих народов священным местом считались два столба с перекладиной над ними. Ритуальное прохождение под аркой, ассоциировавшейся с куполом неба, означало окончание какого-то этапа жизни и начало нового.

В аллегории ренессанса фигура, связанная или закованная, символизирует человека, порабощенного своей низменной сущностью — земными желаниями. Плющ, частый атрибут Повешенного в Таро, служит олицетворением жизненной силы растений, спутником воскресающих богов Осириса, Диониса, Аттиса.

Существуют две точки зрения на страдание. Одна утверждает, что страдания возвышают и очищают человека, а другая, что страдания и боль, в том числе болезнь, озлобляют его. Кто прав? И те и другие.
Страдание.

 

rom_13_xiii_death

Изящная аллегория Смерти. Вечная любовь. МБК: «Для того, кто не испытывает раскаяния, ничего не изменится. Для кого-то, напротив, изменится все. Возможно, ураган страстей стихнет».

У надгробия грациозная красавица в трауре с венком из красных роз в руках. Этот цветок не всегда был символом тщеславия, веселья и легкомыслия.

Его символизм тесно связан с понятиями времени, смерти и воскрешения. В Риме увядшая роза была символом краткости жизни и эмблемой царства теней. У Данте роза означала завершение духовного пути, постижение духовной любви и осуществленную вечность. Шекспир воспевал изысканный аромат умирающей розы.

На заднем плане все тот же пейзаж, что и на Тринадцатом Аркане Памелы Колман Смит: «золотые башни вечного города, небесного Иерусалима», тропа между которыми символизирует путь в неведомое, и солнечный диск между ними.

Закат — знак того, что нынешний день мертв. А это значит, что жизнь пора начать сначала.

 

rom_14_xiiii_temperance

Умеренность. ЧашаМБК: «Искусство компромисса и сострадание к ближнему всегда востребованы в любви».

Древнеегипетский амулет мена, олицетворявший единение полов, представлял собой узкогорлый сосуд из которого жидкость перетекала в широкогорлый.

Переливающая жидкость из кувшина в чашу через край «прекрасная трактирщица» в полумаске из прозрачной ткани флиртует с гостем в лучших традициях венецианских народных комедий Карло Гольдони, создавшего в середине 17-го столетия немеркнущий образ привередливо выбирающей себе суженного ловкой Мирандолины. Судя по взгляду напыщенного господина он уже поддается ее чарам, хотя все еще ведет себя крайне сдержанно и независимо.

Стену украшает легко узнаваемый тип пейзажа, близкий тому, что служит фоном Ангелу Умеренности Памелы Колман Смит: дорога, уходящая к далеким горам; в небе над вершинами сияет золотая корона Солнца.
Исцеление.

 

 

Окончание следует … 

© Tamta Rot, 2016

romantic tarot

* картинки кликабельны