Мужчина всегда хочет быть первой любовью женщины.
Женщины более чутки в таких вопросах.
Им хотелось бы стать последней любовью мужчины.
© Оскар Уайльд
Женщины, конечно, умнее.
Вы когда-нибудь слышали о женщине,
которая бы потеряла голову только от того,
что у мужчины красивые ноги?
© Фаина Раневская
Эпоха, вошедшая в историю под именем английской королевы Виктории, захватила последние десятилетия конца позапрошлого века и длилась до Первой мировой войны. Причем название это сейчас обычно упоминают не только в связи с британской историей, но и с другими европейскими странами. Хотя французы называли этот период Belle Époque (*). Сам термин появился позже, когда людям стало понятно, что же они безвозвратно потеряли.
Исследователи социально-культурных феноменов утверждают, что сегодня мы переживаем кризис подобный тому, что переживало викторианское общество с поправкой на глобализацию. Вероятно, от этого общение с колодой также может стать любопытным.
В ту пору, ставшую для западной цивилизации «золотым веком», казалось, навсегда завершились войны, новых не ожидалось, все человечество было занято преобразованием условий жизни. Казалось, что еще нужно приложить совсем немного усилий и на земле настанет рай…
Разрасталась сеть железных дорог, люди больше путешествовали, знакомились с другими культурами. Бурное развитие промышленности вселяло надежду на то, что жизнь в ближайшем будущем станет счастливее, приятнее и беззаботнее. Всемирные выставки в европейских столицах распахнули двери в огромный мир индустрии моды. Технический прогресс удивительным образом превращал элитарные вещи в общедоступные. В готовности угодить покупателям соревновались крупные универмаги …
Появились автомобили, телефоны и электричество, звукозапись и кинематограф. Эволюционировало все: техника, литература, театр, живопись, жизненный уклад.
Сословные порядки и мораль оставались прежними, но неудержимо меняющаяся картина мира подталкивала и мужчин, и женщин к активности, вызывала жажду приключений, в том числе и романтических. Традиционные ценности на глазах теряли свою силу…
Сегодня образ той прекрасной романтической Европы ассоциируется у многих с Belle Époque, от которой остались лишь одни следы… А кинематограф, беллетристика, дизайн среды и одежды интерпретируют эстетику той поры на разные лады. Не отстает от них и индустрия Таро.
В издательстве Lo Scarabeo вышла чудесная колода под именем Романтического Таро (Romantic Tarot by Emanuela Signorini & Giulia F.Massaglia). Имя художницы Джулии Массалья, автора изящных ностальгических сюжетов известно многим в связи с Таро Альфонса Мухи.
Структура Романтического Таро стандартна: 78 карт – 22 Старших и 56 младших Арканов. Все с сюжетными изображениями. Сила – VIII Аркан, а Справедливость – XI в соответствии с традицией «Золотой Зари». Масти: Кубки, Монеты (Пентакли), Жезлы, Мечи. Расположение мастей здесь и далее представлено в порядке, предложенном издательством.
На тыльной стороне или рубашке карт – очаровательный орнамент переплетений красных роз, отсылающий нас к тем временам, когда о чувствах и эмоциях писали и говорили зачастую языком цветов.
Роза – идеальный цветок в западной традиции. Это атрибут симпатии, влюбленности, стремления мужчины к женщине, материнства, радости, чувственной красоты и завершенности.
Красная роза – сложный, многогранный и неоднозначный символ. Он может описать желание и страсть, вожделение и порыв, стыд и смущенье. Шипы ее акцентируют представление о неизбежной расплате за грехи: «нет розы без шипов». По преданию, до того как стать одним из цветов земли, роза росла в раю без них. И лишь после грехопадения прародителей у роз появились шипы, как напоминание о грехах и изгнании; однако аромат и красота цветка не дают забыть нам об однажды испытанном райском блаженстве.
Колода нетривиальна как и само явление «викторианской чувственности» со всеми ее скрытыми мотивами, феномена, возникшего в пору, когда общество стремилось защититься от стремительных внутренних изменений. Все в Романтическом Таро на подтекстах, каждый Аркан требует изучения и проработки.
Начнем хотя бы с того, что сюжеты каждой из мастей связаны с одним из четырех европейских «идеальных городов романтической любви» (МБК) образца Прекрасной эпохи. Кубки – с Венецией, Монеты – с Римом, Жезлы – с Парижем, Мечи – с Веной.
Каждой масти и соответственно каждому из городов присвоен доминирующий цвет оформления. Старшие Арканы описаны здесь.
Масть Кубков. Вода.
Сравниваю гондолу с плавно качающееся колыбелью, в то время как ее верхняя кабинка представляется мне просторными похоронными носилками. Именно так! Мы же тем временем, словно по жизни, не задумываясь, качаемся и скользим по воде Большого канала.
Иоганн Вольфганг Гете
Прекрасная Венеция, город иллюзий, игры воображения. Любовники, скрывающие чувства за масками на фоне вечного карнавала.
Почему Венеция? – Кубки эмоциональны, интуитивны, амбивалентны … Чувственность, любовь, искусство, творчество, богема, декаданс. А также недосказанность, двоякость, сомнительность.
Сказочный Город вне времени и вне пространства, мир театра и карнавала. Город вседозволенности, лабиринтов, альковных тайн, губительных влечений и парадоксов. Город, не единожды служивший сценой великой любви и «красивого» ухода из жизни…
Место встреч и разлук, любовных приключений. В венецианских лабиринтах легко сбиться с пути и плутать часами, будучи в трех шагах от нужного места. Дух венецианского авантюризма и высокого эротизма навсегда связаны с именем Казановы, описавшего свои похождения в «Истории моей жизни».
Преобладающий цвет масти – золотисто-желтый. Он символизирует способность к предвидению. У многих желтый ассоциируется с мечтами, снами, чувствованием. Считается, что новорожденный начинает различать его первым: так первыми рождаются чувства. Весна начинается с изобилия желтых цветов …
Негативный диапазон символики цвета связан с эмоциональной лабильностью, обманом, завистью, двуличием и позором.
Масть Монет. Земля.
У Рима есть особая атмосфера, наивная и несравнимая. В Риме можно стать главным действующим лицом в драме своей собственной жизни. Это, разумеется, не более чем иллюзия, однако северные города не могут похвастаться и этим.
Роберт Шекли. Десятая жертва
Великолепный Рим, Колыбель цивилизации, столица мира на семи холмах. Спонтанное и естественное смешение разномастной публики на фоне руин Вечного города.
Почему Рим? – Монеты приземленны, инертны, ориентированы на выгоду… Инертность. Материальный мир. Власть денег. Прагматизм. Собственность Предпринимательство. Коммерческая смекалка и финансовая мудрость.
Многоликость столицы молодого королевства, за которым тянулся шлейф феодальных атавизмов. Все еще аграрная страна стремительно строила череду крупных мельниц и хлебозаводов, а в центре ее бурно развивалась система кредитно-банковских учреждений, занимавших роскошные палаццо. Промышленная революция подтолкнула миграцию из южных провинций: наплыв жаждущих получить место на фабриках определял пестрый и разномастный облик Вечного Города. Рабочие кварталы на окраинах множились быстрее грибов после дождя. Подвижность, кипучесть, обусловленная чистым прагматизмом, стремлением ощутить реальную почву под ногами.
Папа, оставивший за собой Ватиканский дворец, объявил себя «вечным пленником итальянского государства». Сохранилась важная роль Церкви…
Цвет – зеленый. Молодость, плодовитость, надежда на урожай. Воля и способность к самоутверждению. Предпочтение зеленого цвета выражает вхождение в состояние зрелости. В новейшее время в Европе – символ буржуазности.
Цвет возрождения души и мудрости, в негативном аспекте мог означать моральное падение и безумие.
Масть Жезлов. Огонь.
Кольца Сатурна превращаются в чугунный балкон, на который его обитатели по вечерам выходят подышать свежим воздухом.
Вальтер Беньямин. Париж. Столица девятнадцатого столетия.
Жизнелюбивый беспечный Париж, сердце Франции, столица роскоши и гедонизма. Любовные приключения на фоне самых интригующих европейских достопримечательностей.
Почему Париж? – Жезлы инициативны, авантюристичны, независимы и целеустремленны… Энергия, витальность и жизнеспособность. Активность. Интрига. Вожделение, сладострастность, влечение, наслаждение.
Сосредоточение аристократии, огромных состояний, всплеск современного искусства, все великолепие Belle Époque. В республиканской Франции, в отличие от европейских монархий, не действовал закон против роскоши и чрезмерных расходов. Избранное общество, чье финансовое положение и значимость были незыблемы как никогда, соблюдало свои правила и законы. Париж был озабочен лишь своим положением, своими доходами и своими желаниями. Могущественный, процветающий, безраздельно господствующий в мире моды. Свобода творчества позволяла в полной мере продемонстрировать всю свою индивидуальность. Над созданием предметов роскоши трудились лучшие умы в индустрии моды и ювелирного дела…
Доминирующий цвет – красный. Цвет жизненной силы ассоциируется с кровью, огнем, возбуждением. Символизирует высвобождение энергии, направленной на достижении цели, настойчивость. Предпочтение красного цвета может свидетельствовать о целеустремленности, активности и доминировании в эмоциональной сфере – любви и радости.
Негатив: драма, гнев, жестокость, ярость.
Масть Мечей. Воздух.
Ах, друзья мои тунгусы, если бы вы знали, как хороша Вена! Ее нельзя сравнить ни с одним из тех городов, какие я видел в своей жизни. Улицы широкие, изящно вымощенные, масса бульваров и скверов, дома все 6- и 7-этажные, а магазины – это не магазины, а сплошное головокружение, мечта! …Женщины красивы и изящны. Да вообще всё чертовски изящно.
Антон Чехов.
Благородная имперская красавица Вена, город парков и бульваров. Кружение в вальсах и скрещенные шпаги бесстрашных кавалеров.
Почему Вена? – Мечи хладнокровны, доблестны и благородны… Интеллект, амбиции, аристократия, военные. Выдержка, победа разума над чувствами. Ясность. Сила и амбиции.
Воплощение власти и блеска – императорский двор. Венской буржуазии не удалось ни победить аристократию, ни слиться с ней. Осознавая свою слабость, она всегда искала у императора поддержки.
Избегая «имперской помпезности», здесь ценили простор и чистоту. Для обеспечения маневренности войск и затруднения строительства баррикад сохраняли максимальную широту улиц и площадей. За внешней скромностью скрывались необыкновенная благоустроенность всех сфер городской жизни и ощущение прекрасного стиля.
Синий цвет всевозможных оттенков. Символ высокого происхождения — «голубая кровь». Цвет стабильности, он связан с функцией мышления, стремления к познанию истинного и скрытого смысла вещей. Кстати, выражение «синий чулок» родилось в Венеции в ХV веке: так называли женщину, занимающейся наукой.
Синий цвет развивает у человека склонность к порядку, точности и аккуратности. Во многих культурах синий цвет использовался для защиты от сил зла.
Негативный смысл символики отражается в его противоположности красному и желтому, как символам жизни, радости и цветения.
Романтика. Благородство. Стиль.
Такой видится колода при первом приближении. Она изысканна и занимательна. В скором времени разделю с вами радость знакомства с ней. Следите за обновлениями сайта.
© Tamta Rot, 2016
* карты кликабельны
Примечания:
- Прекрасная эпоха (фр. Belle Époque) — условное обозначение периода европейской истории между 1890 и 1914 годами. Символами роскошной и безмятежной эпохи стали помпезный бразильский театр «Амазонас» и шикарный лайнер «Титаник».