Жил был Брайс Марден (Brice Marden) американский художник-минималист. В середине 80-х перешел от минимализма к жестикуляционной живописи. В этом течении экспрессионизма краски наносили легкими, стремительными жестами, используя кисть. Идея заключалась в том, что мастер таким образом выражал свои якобы подавленные импульсы, а зритель получал возможность считывать весь этот поток эмоций, созерцая отпечатки краски, появившихся на холсте в результате акта художественного самовыражения…
Затем Марден увлекся искусством каллиграфии, историей создания рукописных шрифтов и инструментов для письма. Начиная с 1984 года, он нарисовал десятки серий из сотен картин, обыгрывая музыку буквы арабского алфавита и азиатского иероглифа.
Возможно, именно поэтому Франческо Клементе посвятил этому художнику 12 Аркан Повешенный. Марден на портрете представлен в образе верховного божества германо-скандинавских мифов Одина, обретшего знания о рунах во время девятидневного «зависания» на Мировом Дереве. Один был пронзен копьем и прибит им к Дереву. Причем прибит собственноручно. Это важная смысловая деталь Аркана.
Связанные с пирами Бахуса и Силена и их свиты, свисающие вниз виноградные грозди могут символизировать нептунианские грезы и мистический экстаз.
Шапошников Олег: «24 руны Старшего Футарка могут описать любой процесс, любую вещь, как последовательность смысловых понятий, как последовательность Рун. Великая миссия бога Одина состоит в том, что он дал людям определенное число определенных понятий. Это кирпичи мироздания, детали мирового конструктора. И ни один из этих кирпичей не является лишним. И все кирпичи вместе дают целую, законченную картинку, не требующую дополнительных элементов. Это основополагающий постулат Философии Рун.
Все понятия были определены много веков тому назад. Прошло немало времени, но они идеально подходят ко всем современным ситуациям и процессам. Хотя, чему удивляться! Что такое несколько веков и даже несколько десятков веков для мироздания… Мгновение.
Каждое из понятий должно отображаться в краткой форме, в виде символа. И вот Один дает нам символику понятий. Появляются руны-символы. Интересно, что тело человека в состоянии отобразить каждый рунический символ. И не является ли Гимнастика Рун, состоящая из поз, отображающих ту, или иную руну, древнейшим способом обращения человека, как к другому человеку, так и к богам? Речь может идти о системе настолько древней, что существовала еще тогда, когда не было не только письменности, но и даже не было разговорного языка! Не является ли эта система системой команд, передаваемых от богов к людям, системой управления людьми с помощью команд-понятий, выражаемых в краткой форме с помощью рун? Когда же появилось необходимость в письменности, система рун легла в основу алфавита. Мы же воспринимаем руническую систему, как систему глобальных понятий, выраженных в лаконичной форме с помощью символов.
Если мы создаем рунический символ, соблюдая определенную технологию и определенный ритуал, то мы уже используем руны, как магические элементы. Мы не только сообщаем информацию в виде глобального понятия, или перечня понятий, а уже запускаем механизм воздействия на существующую реальность согласно сообщаемых понятий. Мы творим магию!»
Вся живопись Мардена последних десятилетий это сплошное преобладание прямоугольных форматов и повторяющееся использование приглушенной палитры. Картины его беспредметны, они часто рождаются из определенного опыта пребывания в определенном месте. Художник погружает зрителя в созерцание жизненных волн и космических вибраций, отсылая его в ту отправную точку, где родилось сознание, отражающее радости и печали Мира. Туда, где душа совершает свой выбор, и реагирует на то, что ей близко, на то, что ее впечатляет …
Это он, Нептун, астрологический эквивалент Повешенного, обволакивает нас упоительной иллюзией, отключая сознание. Однако то, что во сне может ощущаться блаженством, наяву зачастую оборачивается терзаниями…
Кстати, несмотря на «каноническую» деталь образа, падающие из карманов Повешенного монеты, надо сказать, что Марден является одним из самых плодовитых и успешных художников современности. В настоящий момент цена за признанную «классической» работу Мардена колеблется от 5 до 11 миллионов долларов.
Аркан, тем не менее, не пользуется народной любовью. При всем уважении к творчеству Мардена, сюжет хотелось вкратце представить и двигаться дальше в направлении более динамичных Арканов. Продолжение, вероятно, следует.
Работы Мардена в Тейт Британ: Brice Marden — Tate
© Tamta Rot, 2016
при перепечатке ссылка на источник обязательна
* картинки кликабельны