Лелеет лето лучший свой цветок…
© Шекспир. Сонеты
И вновь на пороге Лита, Litha, Midsummer, праздник Середины Лета, Венец года — день летнего Солнцестояния.
Малый Июньский саббат продолжается один день и одну ночь. Затем Солнечный Бог, в эти сутки взошедший на трон, начинает терять свою силу, уступая Тьме с каждой минутой все большую долю своих владений.
Вики подсказывает, что «на праздник летнего солнцестояния наложился христианский праздник Рождество Иоанна Предтечи». Каким образом он «наложился», мы с вами знаем, и, тем не менее, ранние христиане с упоением выполняли евангельский наказ «Всегда радуйтесь…и благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Праздновали они все, что только можно было праздновать, в том числе веселые и хмельные сатурналии, врумалии, цереалии и прочие сезонные праздники в духе времени и народных верований. Благодарить всех патронов и покровителей тоже не забывали. Но все это было так давно…
А вот лояльный «золотой век Англии», в хронологическом смысле, ближе к нам. И однажды в честь уже упомянутого церковного праздника при дворе была впервые представлена в конце 1590-х волшебная пьеса драматурга-мистика Уильяма Шекспира, самая дивная и самая феерическая, в буквальном смысле этого слова.
Речь идет о романтической комедии «Сон в летнюю ночь» (Midsummer Night’s Dream). По сюжету в судьбу героев вмешиваются колдовские силы, отчего происходят самые невероятные вещи и у зрителя создается впечатление, подобное тому, что бывает лишь во время сновидений. Чудесные миры пьесы неодномерны. Они не ограничены ни временем, ни пространством: ранняя мифологическая античность Греции совмещается с мотивами позднего имперского Рима, а это ни много ни мало «разброс времени» более тысячи лет, и все происходит в нескольких сценах одной комедии. А веселую путаницу отношений четырех молодых людей и круговерть комедии человеческой любви сопровождает безумная, выражаясь сегодняшним языком, тусовка фэйри, истинный парад всякой забавной «нечисти» абсолютно в духе празднования языческой Литы…
Похоже, что во времена правления Доброй королевы Бесс (Елизавета I, 1533 —1603) знали толк в развлечениях и не забывали отмечать яркий волшебный Солнцеворот, иначе бы представление такого рода не имело бы успеха.
Кстати, все творчество неразгаданного Великого Барда, кем бы он ни был, пронизано средневековыми верованиями, народной космологией, пифагорейскими представлениями и алхимической символикой. Специалисты считают, что философские идеи его драм свидетельствуют о непосредственном знакомстве Шекспира с доктринами загадочных розенкрейцеров.
— Кто, кроме каббалиста, пифагорейца или платониста, мог бы написать «Макбета», «Гамлета», «Цимбелина»? Ну, кто, кроме человека, погруженного в мудрость Парацельса, мог написать «Сон в летнюю ночь»? — восклицает Мэнли Палмер Холл (Manly Palmer Hall, 1901 — 1990) философ-мистик, масон, писатель и таролог.
По мнению Холла, авторство пьес принадлежит выдающемуся ученому елизаветинской поры Фрэнсису Бэкону. А уж он-то был не только блестящим интеллектуалом, но и «высочайшей пробы» эзотериком. Есть мнение, что именно он стал вдохновителем и организатором Ордена Розенкрейцеров в Англии.
Вероятность непризнанной научным сообществом «бэконианской версии шэкспировского вопроса» высока. Особенно, если принять во внимание используемый в трудах непревзойденного драматурга язык криптографии, в основе которого лежит двухбуквенный шифр, созданный Бэконом.
Как говорил герой одного телесериала, охотник за сверхъестественными феноменами: «Если уж я во что не верю, то это в странные совпадения!». Тем более, когда речь идет о древнейших учениях и традициях.
Однако мы отклонились от темы. Ведь что такое Лита? Лита – это солнце! Это – блаженство тепла, ароматы трав и ягод, дуб и омела, рута и зверобой, костры и солнечные колеса и…. конечно же, магия!
И если вы решите, что настало время настроиться на волшебство, то идеальный рецепт — погрузиться в «Сон в летнюю ночь», полный чудес и желания любви. И насладиться сказочной атмосферой ни с чем не сравнимой истории, в которой интересы повздорившей царственной четы волшебников переплетаются с любовными перипетиями двух парочек, и, конечно же, весь этот дивный «бедлам» в заколдованном, залитым лунным светом лесу не обходится без любовного зелья…
Нет, не пугайтесь, я не стану пересказывать содержание это легкой, озорной и утешительно красивой феерии, отметившей уже 400-летие… Просто еще раз с удовольствием посмотрю на игру великолепного дуэта: Мишель Пфайффер (Титания) и Руперта Эверетта (Оберон). Приглашаю и вас.
Но версию можно выбрать любую, постановок несчитанное число, google в помощь!
С Праздником и доброго, плодоносного вам лета!
© Tamta Rot, 2016
* картинки кликабельны
2 comments
ольга says:
Июн 18, 2016
Прочитала и захотелось фильм посмотреть тот час же!))) Тамта, вы удивительно пишите! Легко и образно!
TamtaRot says:
Июн 18, 2016
Оля, спасибо!