Представляю вашему вниманию мой перевод с немецкого статьи Сузанны Цитцл (Susanne Zitzl), известной своими книгами о Таро.
Опубликовано в журнале Союза тарологов Германии «Таро сегодня», выпуск 13, январь 2007.
Совместно с одним из ведущих экспертов Таро Хайо Банцхафом (Hajo Banzhaf) она основала немецкий Союз тарологов и с 2009 по 2013 была его председателем, сегодня возглавляет общество Tarosophy.de . Сузанна любезно предоставила мне согласие на переводы и публикации своих материалов.
В статье речь идет об уникальной, к сожалению, почти забытой раритетной колоде «Оригинальное Немецкое Таро» (Deutsches Original Tarot), созданной в 20-х годах прошлого века.
На сегодняшний день малоизвестная широкой публике колода «Немецкое Таро» у знатоков популярна и вожделенна, цена ее в среде коллекционеров очень высока. Автор колоды Франк Глан[1] был одним из известнейших астрологов и оккультистов первой половины 20-го века.
К сожалению, о самом авторе колоды «Оригинальное немецкое таро» (Deutsches Original Tarot, 1920) известно немногое. В настоящее время, несмотря на заметный вклад Августа Франка Глана в оккультные науки, его имя едва упоминается в контексте истории Таро и астрологии.
Франк Алан Глан родился 18 января 1865 в Линдене (сегодня Ганновер). В ходе своей эзотерической карьеры поначалу был адептом Гамбургской школы астрологии, позже создал собственную оригинальную систему астрологических методик, которая сегодня уже практически не преподается из-за своей сложности.
Глан опубликовал множество исследований в сфере астрологии, каббалистики, рунологии, биолокации (метод маятника) и Таро.
Первый печатный труд его, посвященный Таро, вышел в 1923 году. Несколькими годами позже увидела свет созданная им колода «Оригинальное немецкое Таро. Карточная игра для исследований будущего на каббалистической и астрологической основах». На вопрос, отчего шаг этот для него так важен, он предельно кратко отвечал, что к немецкой книге о Таро должна прилагаться немецкая колода.
Принимая во внимание уровень национального сознания того времени, общий настрой до возникновения тенденций к глобализации, давление национал-социалистического режима, его позицию можно понять.
Свою профессиональную деятельность он начинал управляющим больничной кассой. С 1910 года Глан возглавлял в Гамбурге одну из крупнейших в пищевой индустрии фабрик. Хотя об этом человеке известно не так и много, все же можно прийти к выводу, что это время было для него нелегким. С его слов, 15 февраля 1916 года стал самым черным днем его жизни. В этот день душевнобольная жена Глана в минуты помутнения рассудка застрелила четырех совместных детей, что привело Глана в глубочайшему душевному кризису.
Умер он, согласно разным источникам, в концентрационном лагере 6 февраля 1941 года, после того, как, подобно своему швейцарскому коллеге Эрнсту Краффту, фатальным для себя образом связался с национал-социалистами.
По слухам он якобы публиковал блестящие прогнозы и хвалебные интерпретации к радиксному гороскопу фюрера.
Его произведение «Астрология каждому, для немецкого народа» (Jedermanns Astrologie für das deutsche Volk) увидела свет в 1935 году.
Франк Глан пожалуй был единственным, кто совершил попытку объединения каббалы с египетской и германской мифологией в своей колоде, что вызывало насмешки и недоумение в среде специалистов.
Кроме того, Глан принадлежал к Исповедующей церкви (Bekennende Kirche)[2].
Он был убежденным приверженцем учения Папюса и считал истоки происхождения Таро египетскими.С хронологической точки зрения «Немецкое Таро» появилось на свет между двумя легендарными колодами: Таро Артура Уэйта (1910) и Таро Алистера Кроули (1944), т. е. в исключительно важный период для современного мира Таро. Но, к великому сожалению, издание колоды не достигло высоких тиражей, не говоря уже о том, что колода не стала классической, что могло бы дать ей шанс появиться на полках книжных магазинов в модернизированном виде.
Когда рассматриваешь колоду, становятся понятны причины недостаточного ее успеха. Надо признать, карты своеобразны: малый формат и качество не соответствуют сегодняшним требованиям, вид у них «кустарный». Не удивительно, что последний тираж колоды вышел в 1958 году. Выпуск красочных, стабильных, ламинированных карт на плотном картоне могут себе позволить лишь издатели миллионных тиражей.
С эстетической точки зрения колода выглядит иначе, чем те, что для нас привычны. Одна из причин тому – общая несостоятельность в Германии той эпохи. Глан не мог себе позволить привлечь к графической работе над колодой таких художниц, как Памела Колман Смит или леди Фрида Харрис. Он рисовал свои карты сам[3], снабдив их подписями, отмечающими прямое и обратное положение карты.
И сегодня карты выглядят отчасти по-детски наивными. Карта IX соответствует Отшельнику. «Благоразумие», «Выигранное дело» согласовывается с сегодняшними понятиями с автономии, самостоятельности, мудрости. Перевернутое положение сопровождается значениями «Клевета», «Фальшь», «Судебный процесс». |
Соблазны и зависимости в 1923 г. были представлены «Унынием», «Порчей» и «Погибелью», разумеется, речь идет о карте XV Дьявол. В обратной позиции соответственно – отказ от собственных принципов, а также «Черный Маг», «Болезнь» или «Помешательство». |
Рыцари зачастую интерпретировались как обстоятельства, события или персоны. Полную нежности весеннюю атмосферу характеризовал Рыцарь Кубков, Франк Глан интерпретировал его как «неожиданное и желанное пришествие». Обратное теневое значение описывалось как «Обман» и «Лукавство». |
Азартность и конфликтность Рыцаря Жезлов на событийном уровне в первую очередь интерпретировались Гланом как «служака или война». В обратной позиции энергия огня очевидно сдерживается, Глан описывает значение карты как «нерешительность в действиях». |
Жизнелюбие, самостоятельность, жажда деятельности – характеристики Королевы Жезлов. Примерно 80 лет тому назад это была «женщина, принимающая в Вас участие». В обратной позиции свобода действий ее ограничена, но действительно ли по вине мужчины «ей препятствующего», согласно подписи карты, остается вопросом открытым. |
Двойка Кубков в свой черед в те времена, так же как и сегодня, читалась как синтез и связь на эмоциональном уровне. А на событийном – как «Узы любви», в то время как перевернутая карта говорила лишь о «Томлении» и «Объяснении». |
В связи с былым толкованием карт еще несколько слов на тему «детерминизма»: В этом отношении литература подобного рода, в том числе труды Глана, встречают сегодня сопротивление и резкую критику. Зачастую авторов старой школы обвиняют в недопонимании и даже в некомпетентности. И я считаю это несправедливым, потому что:
- Если рассматривать восприятие людьми той эпохи самих понятий судьбы и свободы, тут же становится ясно, что во многих вопросах у них не было той свободы действий, что есть сегодня у нас. «Самореализация», в лучшем случае, воспринималась как проявление эгоизма, а то и вообще находилась за гранью возможного.
- Люди вынуждены были подчиняться такой череде обстоятельств, как обе мировые войны, инфляция, голод… Поэтому не удивительно, что, в первую очередь, их занимали вопросы выживания, а не самопознания. Возможности медицины также были другими. В связи с высокой детской смертностью того времени не удивительны попытки Глана с точки зрения астрологии исследовать шансы и возможности новорожденного.
- При внимательном изучении старых текстов, вскоре становится ясно, что Глан понимал Таро и астрологию не как фаталистическое «предсказание», даже если его трактовки зачастую производят такое впечатление. Напротив, предположительно детерминистские интерпретации чаще всего понимались как примеры и становились лишь попыткой толкования множества граней одной карты. То, что он пытался рассматривать Таро как инструмент, призывающий нас использовать свободу выбора, подтверждает последующая цитата, для сегодняшнего восприятия звучащая возможно несколько странно и сурово, однако смысл ее попадает в цель:
«Гадание вызывает неуважение, так оно и должно быть! Поводом для порицания служит то, что жаждущий предсказаний безвольно и бездеятельно подчинен неизбежности судьбы и не рассчитывает на свои силы. Эти люди являются ущербными […] Совсем иное – человек деятельный. То, что он желает получить, это понимание смысла событий, вокруг него происходящих и советы как себя вести […] Человек дела пытается изучить последовательность изменений, чтобы определиться в своих действиях.»
Мое Резюме: Таким образом, мы не можем себе позволить считать устаревшими труды предшественников лишь потому, что они не соответсвуют нашему сегодняшнему видению мира. Мы должны отнестись к ним с уважением и попытаться их понять. Когда в старых книгах Таро представляется нам в непривычном свете, то это не отсутствие понимания, как нам может показаться на первый взгляд, а качество того времени, на которое в свою очередь опирается дух современности. И есть смысл поближе познакомиться с необычной колодой «Немецкое Таро» оставив в стороне предубеждение.
- Настоящее имя – Friedrich Heinrich August Glahn. Псевдоним Франк связан с каббалистическими идеями Глана. Выдающийся немецкий оккультист до постигшей его семью трагедии вел жизнь обычного бюргера вне эзотерики. Он более широко известен все же, как астролог и теософ, а не таролог.
Учился Глан у Альфреда Витте, впоследствии выступил с критикой ряда его концепций и создал свою оригинальную систему астрологических методик. Особо ценный вклад Глан внес в разработку методов определения времени событий по натальной карте. Он активно разрабатывал использование антисов (зеркальных точек), ввёл в практику идею о «совершенном гороскопе», состоящем из нескольких кругов (круга планет в зодиакальных знаках, круга планет в домах, круга антисов планет в Зодиаке и круга антисов планет в домах). Известен метод ректификации Глана, получивший название «закон гармонии Глана». Он интересовался биолокационным методом ректификации (метод маятника); был один из немногих астрологов 20-го века, использовавших в своей работе систему домов Региомонтана, развивал методику деления домов на три равные части, «деканаты».
Расцвет деятельности Глана пришёлся на 1920-30-е гг. До прихода к власти национал-социалистов, закрывших впоследствии практически все астрологические издания, в 30-х гг. Глан издавал ежемесячный журнал «Astrale Warte» («Астральная обсерватория»), а также ежегодник «Uranus-Kalender».
Среди последователей Глана – крупный немецкий астролог Рудольф Энгельгардт и старейшина советских астрологов Николай Каллерт. (прим. Tamta Rot) - Исповедующая церковь (нем. Bekennende Kirche) — христианское движение Сопротивления в нацистской Германии. (прим. Tamta Rot)
- По другим источникам полная колода старших и младших арканов, известная как «Оригинальное немецкое таро» создана Гланом совместно с художником Хансом Шубертом (Hans Schubert) ок.1920 (прим. Tamta Rot)
The Original Text: © Der “Deutsche Tarot” von Frank Glahn
Перевод: © Tamta Rot, 2016
© Tamta Rot, 2015
При перепечатке ссылки на источник и автора перевода обязательны